Музей гидроэнергетики

Электрификация и план госхозяйства

Электрификация и план госхозяйства

Постановлением ВЦИК VII созыва было поручено ВСНХ совме­стно с Народным комиссариатом земледелия разработать проект по­стройки сети электрических станций и в 2-месячный срок внести таковой на утверждение в Совнарком.

Наказ ГОЭЛРО от ВЦИК

 Во исполнение этого постановления была образована специальная Комиссия, именующаяся Государственной Комиссией по элект­рификации России (ГОЭЛРО), которая с марта месяца 1920 г. и при­ступила к исполнению возложенной на нее трудной задачи. Поста­новление ВЦИК было мотивировано следующим образом:

«Наряду с ближайшими насущнейшими, неотложными и перво­очередными задачами по устройству транспорта, устранению кри­зисов в топливе и продовольствии, борьбе с эпидемиями, организа­ции дисциплинированных армий труда для Советской России впервые представляется возможность приступить к более планомерному хозяйственному строительству, к научной выработке и последова­тельному проведению в жизнь государственного плана всего народ­ного хозяйства.

Принимая во внимание первенствующее значение электрифика­ции в деле использования основных природных запасов энергии, имеющихся в пределах Советской России в колоссальных количествах в виде залежей разнообразного топлива и в водных силах; учитывая всю выгодность сосредоточения производства силовой энергии в районных электрических станциях, стоящих у этих первоисточни­ков природной энергии и могущих наиболее совершенным образом распределить таковую сетью электропередач по всей стране; оцени­вая значение электрификации для промышленности, земледелия, транспорта и удовлетворения культурных нужд населения, в особен­ности же возможность для широких масс крестьянства Советской России воспользоваться осветительными и силовыми проводами электрической энергии для удовлетворения своих основных нужд и тем самым достигнуть могучего сдвига в приобщении деревни к куль­турным благам города и подъема крестьянского сельского хозяйства и крестьянских подсобных промыслов, ВЦИК постановил...» и т.д.

В этой мотивировке отчетливо отмечен весь круг работ, предсто­явших ГОЭЛРО. Предлагаемый членам Съезда сборник работ этой Комиссии представляет первое извлечение из трудов Комиссии за истекшее время.

Уже простой перечень этих материалов, к последовательному опубликованию которых мы не замедлим приступить, наглядно пока­зывает, почему работы несколько затянулись, несмотря на большой круг работников-специалистов, привлеченных к сотрудничеству. (В работе принимало участие свыше 180 авторов и отдельных консультантов, перечень материалов приложен здесь же)

Основной тезис

Составить план народного хозяйства России на электрической основе, конечно, невозможно, не отдавая себе более или менее яс­ного отчета о перспективах этого хозяйства в целом. Более того, составить проект электрификации России — это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйствен­ной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства.

В самом деле, что такое план народного хозяйства в своей развер­нутой форме? Можем ли мы дать рецептуру такого плана для всех стран и народов, отвлекаясь от конкретных условий места и време­ни? Конечно, нет. В таком случае мы получили бы пустую абстрактную формулу, лишенную всякого действенного содержания. Здесь, как и во всех других случаях, абсолютной истины нет — истина всегда конкретна.

Германский проект проф. А Баллода

Для Германии мы имеем весьма любопыт­ную попытку создания единого государственного плана ее обобществленного хозяйства в известной работе проф. Баллода «Государ­ство будущего».

Опираясь на богатые достижения немецкой техники и превосход­ную производственную статистику Германии, проф. Баллод прихо­дит к вполне конкретным выводам. По его подсчетам, проверкой которых он занимался целый 20-летний период, социалистическая Гер­мания, даже при территориальных ограничениях Версальского дого­вора, через 3...4 года спокойной созидательной работы превращает­ся в счастливую страну всеобщего довольства и благополучия. При­мерно до 17-летнего возраста молодежь страны впитывает в себя в созданных по единому плану расширенных народных школах те ос­новы положительного знания, не ведая которых человек не может быть признан гражданином XX века. По достижении 17-летнего воз­раста на 5-летний срок каждый немецкий гражданин вступает в ар­мию труда. Эта армия труда разбивается на регулярные трудовые колонны в строго определенных количественных соотношениях для всех подразделений германского народного хозяйства. К 23 годам обязательная трудовая повинность кончается, и, как показывают под­счеты Баллода, является полная возможность обеспечить каждому гражданину полный простор индивидуальной жизни с предоставле­нием от государства соответствующего пенсиона, вполне достаточ­ного для удовлетворения всех культурных потребностей.

Как известно, этот план Баллода повис в воздухе, нашел себе край­не слабые отголоски даже и в научно-технической прессе Германии, но не потому, что он недостаточно научно обоснован, а лишь по той простой причине, что в Германии существуют предпосылки социа­лизма, а не самый социализм.

Особенности нашего положения

В этом отношении мы оказались гораздо более счастливыми, чем наши европейские собратья. Благодаря своеобразной исторической ситуации, ценой невероят­ных жертв и лишений, героической борьбой передового пролетариа­та и крестьянства, дальнозоркостью мысли наших пролетарских вож­дей мы обеспечили себе возможность перейти от социалистической теории к социалистической практике. Но положение обязывает. Ве­ликие жертвы, понесенные нами на только что пройденном пути, тре­буют от нас величайшей осмотрительности. Мы работаем не только для себя и для наших современников или, вернее, не столько для них, сколько для трудящихся всего мира и для его грядущих судеб.

Если бы, по примеру Баллода, мы попробовали в настоящее время составить аналогичный план обобществленного народного хозяйства России, то, несомненно, такая попытка была бы обречена на безна­дежное крушение. Прошлое нашего капиталистического хозяйства, в смысле предпосылок социализма, представляет еще слишком зачаточ­ные элементарные формы, к тому же в значительной степени руинированные затянувшимся периодом войны и социалистической оборо­ны. Наша довоенная статистика дает нам крайне недостаточный от­рывочный материал, наша современная революционная действитель­ность находится в стадии такого непрерывного брожения, которым заранее ограничивается научная ценность статистических анкет.

Я бы позволил себе констатировать положение таким образом, что еще более или менее значительный период на поле нашего мир­ного труда мы неизбежно должны будем считаться не с регулярны­ми трудармиями. разбитыми на стройные, количественно строго оп­ределенные колонны труда, а лишь с народным ополчением труда. Экономический штаб, который попытался бы дать для современной РСФСР указку в духе Баллода, немедленно уподобился бы знамени­тому австрийскому Гофкригсрату наполеоновских времен, которо­му революционная действительность не замедлила бы приуготовить поистине наполеоновский удар.

Нужда в жестком, определенном и вместе с тем не обремененном излишней детализацией хозяйственном плане

Тем не менее, приступая к деятельной работе по созданию планомерного обобществленного хозяйства РСФСР, мы отнюдь не можем руководствоваться случайными соотношениями объективной обстановки, целиком вверить себя инстинкту народных масс, про­изволу и усмотрению отдельных руководящих личностей. Памятуя заповедь Маркса, что один шаг фактических достижений стоит дю­жины программ, — при создании единственного хозяйственного пла­на мы, прежде всего, не должны быть педантами.

Но отсюда отнюдь не следует, что имеет некоторую вероятность исход в предоставлении простора частной инициативе, в том или ином регулировании производственных отношений, которое будет совер­шаться за спиной действительных производителей. Грандиозная ка­тастрофа мировой империалистической войны рассеяла в этом от­ношении последние иллюзии. Вопрос о национализации, той или другой форме огосударствления основных видов промышленности, в настоящее время стоит ребром во всем мире, трактаты на тему о плане обобществленного народного хозяйства пишутся на всех язы­ках людьми разнообразных лагерей. И в меру того, насколько та или другая страна пострадала от перипетий мировой катастрофы, эти хозяйственные планы приобретают соответственную жесткость и определенность.

Мы являемся одной из наиболее пострадавших стран, и поэтому для нас нет выхода вне вполне определенного, жесткого и вместе с тем лишенною педантизма государственного плана народного хо­зяйства.

В любой административной и технической производственной деятельности прежде всего не надо забывать трех основных пра­вил успешности, к которым нас неизбежно приводит практика про­шлого:

  • во-первых, прежде всего не надо терять времени, т. е. не от­кладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, и не те­рять темпа в ходе самой работы;
  • во-вторых, не преувеличивать своих сил, для чего, прежде все­го, требуется знание этих сил и правильная оценка трудностей предстоящей работы;
  •  в-третьих, начатое доводить до конца, потому что ничто так не дезорганизует работу, как беспомощное метание из стороны в сторону.

Но все эти три положения, если вдуматься в них, говорят нам толь­ко одно: целесообразная работа возможна только при работе по определенному плану.

 Но если это так, если вместе с тем трудно преувеличить мировое показательное значение перехода к работе по определенному произ­водственному плану такой обширной страны, какой является РСФСР, то каким же рисуется нам этот единый хозяйственный план при сде­ланных выше оговорках?

Цель хозяйственной деятельности − подъем производительности труда

Ясно, что целью всякой хозяйственной деятельности является достижение наибольших результатов при наименьших усилиях, т. е. максимальная ее производительность. Анализ показывает, что производи­тельность может быть повышаема в трех направлениях: во-первых, путем интенсификации труда, т. е. большой его напряженности в еди­ницу времени; во-вторых, путем механизации, т. е. заменой мускуль­ных усилий людей и животных энергией механической; в-третьих, пу­тем рационализации, т. е. упорядочения труда на разумных основани­ях, что достигается такой организацией труда, которая, в последнем счете, сводит к минимуму производственные издержки, опираясь на строго продуманный производственный план и на такие формы разде­ления труда, которые позволяют с наибольшим совершенством ис­пользовать живую силу трудящихся, ставя себе одновременно произ­водственной целью упрощенные, сведенные к немногим определен­ным типам задания.

Электрификация как орудие напряженности труда

Легко сказать, что электрификация производственных процессов является могучим фактором, действующим во всех этих трех направлениях. В самом деле, мы знаем, что одним из решающих условий интенсификации всевозможных механических операций является быстроходный и автоматически комбинирован­ный ход всякого рода механических станков. Электрический привод как раз наиболее надежно обеспечивает и любую быстроходность и автоматическую связность механических операций на самом обшир­ном поле труда. При этом приводе одновременно обеспечивается возможность, не нарушая общей связности процесса, выделить тот или другой ответственный орган на самостоятельно работающий элек­тромотор и достигнуть таким путем любых комбинаций в связанной и изолированной работе ответственных органов сложного целого. Если припомнить, что самое поле труда при электрическом приводе обеспечивает трудящимся наиболее гигиеническую и производствен­но-безопасную обстановку труда, наименее отвлекает внимание тру­дящихся на побочные процессы обслуживания действующих аппаратов, вследствие элементарной простоты и прочности составных частей электрического привода, то уже из вышесказанного доста­точно ясно, каким образом электрификация механических процес­сов является основной предпосылкой их интенсификации.

Она создает сносную обстановку труда и для наиболее тяжелых профессий

Мы все, конечно, отдаем себе полный отчет в том, что напряженный труд является той конечной инстанцией, которая в последнем счете предрешает вопрос о длительности времени, охваты­ваемом широким термином «экономическая разруха». Но чело­веческая природа отнюдь не гарантирует естественной склонности к напряженному труду. Особенно большие трудности при этом воз­никают перед нами в таких областях труда, которые по самому су­ществу своих производственных операций являются тяжелыми и из­нурительными. Припомним, однако, как в опыте прошлой войны немцы ухитрялись при помощи походных электрических станций создавать терпимую обстановку даже в убийственных окопных условиях. Опи­раясь на достижения электротехники, социалистическая власть мо­жет со сравнительной легкостью создать в наших рудниках и шахтах такую обстановку труда, которая весь ужас подземной работы парализует наряду с другими кошмарами прошлого. Электрифика­ция, таким образом, является направляющим, регулирующим и об­легчающим орудием напряженности труда.

Не останавливаясь на роли электричества как творца и точною регулятора разнообразных тепловых процессов и ускорителя всевоз­можных переходных стадий в химической обработке вещества, ска­жем несколько слов относительно значения электрификации во вто­рой основной предпосылке подъема производительности труда — его механизации.

Электрификация — наиболее совершенный базис широкой механизации труда

 Многие товарищи отдают себе ясный отчет, что весь пышный расцвет европейской техники ХХ века прежде всего и более всего обязан тому обстоятельству, что

людям все более и более удается заменять мускульный труд живых организмов могучей энергией элементарных стихий природы. Исто­рия человеческого труда наглядно показывает, как в длительном мно­говековом процессе человечество все с большим и большим совер­шенством подходило к использованию элементарных стихии ветра, движущейся воды, тепловой энергии и, наконец, энергии электричес­кой. Несомненно, что на этом пути мы являемся одной из самых отсталых стран. 130 млн. л. с. представляющих довоенную мощность всех двигателей, работавших в Северной Америке, мы могли проти­вопоставить всего 13 млн. л. с. довоенной мощности наших двигате­лей. Но отсюда отнюдь не следует, что для нас в этом направлении заказаны все пути, а следует как раз обратное: здесь основной не­дуг всей нашей промышленной деятельности и сюда нужно на­править наши главнейшие усилия. Поэтому нам нет никакой необ­ходимости проделывать весь тот длительный эволюционный путь ме­ханизации труда, которым шло западноевропейское человечество. И если капиталисты в царской России, не смущаясь общей отсталостью ее, дерзали сооружать оборудованные по последнему слову евро­пейской техники заводы, то с тем большей смелостью должна встать на этот путь страна освобожденного труда.

Каждый гражданин РСФСР должен знать и помнить, что электри­фикация является венцом достижений современной техники в области механизации труда. Электрические районные станции потому и при­обретают решающую роль в экономике всего нашего хозяйства, что они позволяют с минимумом затрат, из наименьшего количества опор­ных пунктов, с наиболее точным учетом расходуемой энергии, черпае­мой ими непосредственно из основных складочных запасов природной энергии, оплодотворять ею все подразделения народною хозяйства, разом распространяя свои действия на громадные области страны.

Электрификация — надежная основа рационализации — упорядочения на разумных основах труда

Наконец, третий основной элемент в подъеме производительности труда, в котором многие из товарищей не без некоторых оснований усматривают линию наименьшего сопротивления на нашем экономическом фронте, сводится к рационали­зации труда, т.е. к таким формам организации труда, при которых отпадает весь ненужный балласт так называемых излишних непро­изводительных издержек, результат взаимной непригнанности отдель­ных частей работающего организма, перепроизводство в одной области и недопроизводство в органически с ней связанной соседней, перекрест движущихся грузов, ненужная многотипность самих про­изводственных задании и т. д. и т.п. Ясно, что здесь мы становимся лицом к лицу перед необходимостью создания глубоко продуманно­го общегосударственного плана народного хозяйства. Мы уже предупреждали, что в этом очередном направлении наших работ мы должны только опасаться излишнего педантизма. По удачному вы­ражению одного из товарищей, в этой работе нам большие услуги окажет грубый топор, чем тонкий фрезер. Мы должны сосредото­чить все наше внимание на самом основном и существенном и, ориентировавшись в этом направлении, не смущаться грубой наброской остальных контуров. Таким путем мы сможем подойти к действи­тельно жизненному единому государственному плану нашего народ­ного хозяйства и избегнуть той опасности, которая нам угрожает при излишней детализации плана потерей основной дороги.

Не следует переоценивать непосредственного использования живой силы

Но в таком случае нам прежде всего предстоит решить вопрос, где центр тяжести нашей созидательной экономической деятельности: в использовании ли тех обширных запасов живой силы, которая обеспечена нам пользова­ния громадной наличностью населения РСФСР, в той привычной об­становке ее труда, которая сложилась целыми веками и которую срав­нительно легко возобновить вследствие крайнего примитива этой тру­довой обстановки, или же, наоборот, для нас выгоднее возможно бы­стрый переход к наиболее совершенным европейским методам про­изводства? Другими словами, не является ли линией наименьшего сопротивления крестьянин, кустарь, ремесленник, мелкая фабрика и не преждевременно ли мечтать о европейской обуви, когда донаши­вается последний лапоть? Но такая постановка вопроса, несмотря на весь видимый практицизм, была бы глубоко утопична.

Весь запас живой силы в 65 губерниях РСФСР определяется на­шими статистиками для рабочего возраста, в пределах от 18 до 49 лет, в круглых цифрах в 57 млн. чел., из которых мужчин — 27,5 млн. чел. и женщин — 29,5 млн. чел.

Однако для замены мощности даже той сравнительно малой наличности механических двигателей (около 13 млн. л. с), которой мы располагали в довоенное время, нам потребовалось бы поста­вить на односменную работу не менее 100 млн. полновозрастных крепких рабочих, или около 200 млн. чел. для работы в две смены, т. е. для этой цели нам потребовалось бы в 3,5 раза большее населе­ние, чем мы имеем.

Как ни грубо это сравнение, оно все же достаточно показательно для сохранения правильной перспективы при оценке роли живого труда в общем механизме нашего производства. Оно вместе с тем наглядно обрисовывает перед нами, какими семимильными шагами, при любом благоприятном дальнейшем приросте населения, будет продолжаться наша разруха, если наши производственные центры типа городской механизированной промышленности будут продол­жать катиться вниз по наклонной плоскости.

Отсюда явствует также, как велик масштаб предстоящей нам работы по изменению органического состава наших производствен­ных ресурсов, если только мы действительно желаем подойти вплот­ную к европеизации нашего хозяйства и, более того, желаем выравнить  фронт нашей экономики в уровень с достижениями нашего политического уклада.

Для иллюстрации нашей мысли приведем хотя бы только один пример из такой основной области народного хозяйства, какой явля­ется его топливоснабжение. Нижеследующая таблица дает нам срав­нение по топливораспределению и средней производительности труда рабочих, занятых добычей топлива, в главнейших из стран.

Мы видим, что при душевом потреблении топлива в 6 раз мень­шем, чем в США, средняя производительность нашего труда в 4,4 раза ниже американской, причем почти половина всего добываемо­го нами топлива идет на личное потребление, тогда как в Англии и Америке доля личного потребления сводится всего к 7%. В этой таб­лице — ключи понимания одного из наших основных кризисов — кризиса топливного.

Сравнение основ топливоснабжения в России и великих державах*

Европейская Россия (без Польши)  Германия   Англия   США
Душевое потребление условного топлива, пуд/год 40 150 280 270
Средняя теплопроизводительность потребления топлива, кал/кг 4000 6000 7000 7000
Приблизительное распределение топлива: домовая потребность, % 48 10,5 7 7
Транспорт, % 24 16,5 14 20
Промышленность, % 28 73 79 73
Средняя производительность рабочего при добыче угля, натуральный вес, пуд/год 9500 15000 16500 42000

* По данным профессора Л. К. Рамзина «Топливоснабжение России». Труды ГОЭЛРО

Хозяйственный план должен, прежде всего, установить надлежащую пропорциональность основных производственных подразделений

Анализ других видов промышленности приводит к тем же ре­зультатам, т. е. всюду и везде мы наталкиваемся на крайне слабую производительность нашего труда и на непропорционально большую долю низкого потребления про­дуктов этого труда, которая служит не непосредственно производ­ственным надобностям, а лишь для поддержки элементарных форм существования. Переоценка хотя бы в грубых общих чертах с этой точки зрения основных соотношений в главных подразделениях на­шей экономики, очевидно, является первоочередной задачей при раз­работке общегосударственного плана нашего народного хозяйства.

Заранее приходится предвидеть, что намечающиеся здесь сдви­ги таковы, что нам не столько приходится думать о ремонте и возоб­новлении, сколько о радикальном переустройстве и о новых соору­жениях. Счетная линейка инженера не замедлит доказать при этом, что такой путь окажется для народа как раз наиболее практичным по расходу его трудовой энергии.

Центр тяжести этой работы в умелом предвосхищении будущих соотношений, что покрывается идеей электрификации

Переоценка соотношений основных подразделении нашего производства неразрывно связана с географическим перераспределением самих производящих областей в соответствии с естественными ресурсами этих областей и с новым намеча­ющимся складом планомерно обобществленного хозяйства РСФСР должна быть подразделена на новые экономические округа — пред­возвестники будущих цветущих коммун развернутого строя освобож­денною труда. Таким образом, идея рационализации труда подводит нас вплотную к плану народного хозяйства, требующему от нас по­истине творческих усилий, ибо центр тяжести этой проектной рабо­ты переносится в сторону умелою предвосхищения возможностей будущего. А так как, с другой стороны, весь ход мировой техники свидетельствует нам, что все будущее мирового хозяйства теснейшим образом связано с его всесторонней электрификацией, то отсю­да сам собой напрашивается вывод, что электрификация является решающим началом и в деле рационализации труда.

Итак, все три основные элемента производительности тру­да — его напряженность, широкая механизация и общее упоря­дочение теснейшим образом связаны с успехами электрификации. Поэтому-то мы и имели полнейшее право выставить в нача­ле нашего изложения основной тезис, гласящий, что составить про­ект электрификации России это означает дать красную ру­ководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятель­ности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства.

Небезынтересно подчеркнуть, что к подобного же рода заключе­нию приходят и наиболее вдумчивые иностранные обозреватели на­шего современного экономического положения. Мы особенно реко­мендуем просмотреть книгу д-ра Респондека «Обзор мирового по­ложения и задач электроиндустрии», только что опубликованную на немецком языке.

«Несмотря на неблагоприятные условия момента, — пишет этот автор,— нам приходится во всяком случае рассчитывать на электри­фикацию русских железных дорог, сооружение электрических стан­ций для снабжения индустрии и связанное с ним использование вод­ных сил... Единственное средство для устранения хозяйственной разрухи России это как раз осуществление таких крупных проек­тов гидроэлектрических станций и постройка больших силовых элек­трических централей». (G. Respondek. Elcktroindustrie)

В дальнейшем, пользуясь работами ГОЭЛРО, мы покажем на фактических примерах нашей русской действительности, каким об­разом широко проведенная электрификация страны будет содейство­вать быстрейшему изживанию нашей экономической разрухи. Но прежде чем перейти к этому основному материалу, небесполезно будет остановиться на некоторых существенных возражениях отно­сительно развиваемой нами программы электрификации.

Электрификация отнюдь не связана лишь с отдаленными перспективами, а насущная потребность нашего порядка дня

Некоторые товарищи, не возражая по существу против такой программы, склонны всё же считать её реализацию делом более или менее отдаленного будущего. Они при этом подчеркивают, что при самых благоприятных условиях мы сможем осуществить даже и пер­вую очередь наших работ по сооружению крупных районных стан­ций не ранее, как в десятилетний срок, а между тем время не ждет...

По существу такая точка зрения совершенно аналогична известно­му утверждению, что «движение — все, а цель — ничто». Несостоя­тельность такого взгляда легко доказать от противного. В самом деле, представим себе на минуту, что, не желая терять темпа времени, мы приступаем к самым неотложным хозяйственным работам, совершен­но не имея в виду программу электрификации страны. Спрашивается, сократим ли мы в таком случае длину того трудного пути, по которому нам предстоит идти? Анализ немедленно покажет обратное, поверх­ностный практицизм повлечет за собой как раз громадную потерю времени. Нам, прежде всего, надо отчетливо знать и помнить, что лик­видировать наследие шестилетних войн и перестроить все наше на­родное хозяйство на совершенно новых основах нам ни в коем случае не удастся в короткое время. Нужно заранее примириться с той мыс­лью, что борьба на экономическом фронте имеет еще большие труд­ности, чем на фронте военном, и что здесь мы также находимся в са­мой тесной зависимости от международных отношений. Электрифи­кация есть тоже более или менее длительный процесс, элементы вре­мени которого мы можем устанавливать только крайне приблизитель­но. Но не может подлежать никакому сомнению, что, если бы мы сосредоточили все усилия исключительно на паровом хозяйстве и на двигателях внутреннего сгорания, нам пришлось бы идти гораздо бо­лее рассыпным строем и понести значительно большие и материаль­ные и персональные потери, оставаясь к тому же в стороне от той боль­шой дороги, по которой идет мировая техника. По существу, в после­днем счете, это равносильно было бы ставке на мелкое произ­водство, и проигрыш во времени был бы неизбежен.

Очередность электрификации диктуется и прошлым нашей экономики

Но обойти вопрос электрификации нам все равно бы не удалось. По исследованиям наших сотрудников, в 1916 г. в России числилось 250 станции вещественно­го пользования мощностью в 450...500 тыс. л. с, отпускавших элек­трическую энергию ежегодно в количестве около 1 млрд. кВт·ч. Кроме того, станций частных, главным образом фабрично-заводс­ких, насчитывалось от 5500 до 6000 общей мощностью от 1,35 до 1,5 млн. л. с.. Годичный отпуск электрической энергии обоими видами станций составлял от 3,6 до 4 млрд. кВт·ч. А так как общая мощ­ность наших, так называемых стационарных, т.е. прикрепленных к месту, механических двигателей в том же году определялась в 3 млн. л. с, то отсюда вытекает тот непреложный вывод, что по мощ­ности уже в довоенное время около двух третей нашего парового хозяйства было соподчинено целям электрификации.

Правда, большинство установок, перешедших к нам по наследию от капиталистического общества, являются установками крайне ус­таревшего типа, работавшими с весьма малым коэффициентом по­лезного действия. Но факт остается фактом, и сторонникам перво­очередности, так называемого «восстановления» главнейших элемен­тов нашей прошлой экономики (а не его полного переустройства), на первых шагах их положительной деятельности придется считать­ся с большим масштабом работ в области нашего электрического хозяйства.

Приведение в порядок существующих электрических станции — отправной момент широкой электрификации

Мы отнюдь не упускаем из виду эту  необходимую стадию работ по электрификации России, считаем их, наоборот, ближайшими по очередности, могущими немедленно смягчить многие из наших производственных нужд, при сравнитель­но небольшой затрате доступных для нас технических средств. С этой целью наши сотрудники учли весь доступный для нас материал по надлежащей регистрации нашего наличного электрического инвента­ря, и по каждому из рассматриваемых нами экономических районов РСФСР составлена специальная программа (так называемая програм­ма «А» ГОЭЛРО) этих ближайших работ по электрификации, представ­ляющая отправной пункт широкой электрификации России.

Не лишне будет подчеркнуть, что использование для обществен­ных нужд прежних частных станций, полезное хозяйственное значе­ние совместного действия соседних электрических станций на об­щую электрическую сеть настолько самоочевидны, что в настоящее время в самых разнообразных уголках РСФСР идет чрезвычайно оживленная работа в этом направлении. Достаточно отметить, что, по сведениям Электроотдела ВСНХ число электрических станций общественного пользования возросло с вышеупомянутой цифры 250 единиц до наличности 597 станций общественного пользования, и заявки на открытие новых станций не перестают поступать. Несом­ненно, что до той поры, пока эти работы не будут охвачены единым органом и строго согласованы с общим проектом электрификации России, мы понесем большие потери в использовании нашего электри­ческого имущества, но нельзя не отметить, что в этом течении есть и здоровая струя. Большинство из сооружаемых вновь станций име­ет назначение обсиживать наше крестьянство, которое не хочет мириться с прежними потемками своего деревенского быта. Это — начало того широкого процесса, который не замедлит охватить все виды нашей промышленности, как только широкие демократичес­кие массы трудового населения РСФСР сделают надлежащие эко­номические выводы из тех политических завоеваний. которые осу­ществлены ими столь дорогой ценой. В этом смысле нам еще предстоит обширная работа по общей демократизации нашего производства, и повышенный спрос на электрическую энергию является только характерным симптомом неизбежных в этом отношении про­изводственных перемен.

Суммируя вышеизложенное, мы можем утверждать, что про­грамма электрификации поставлена в порядке нашего дня самим объективным ходом нашей экономики и, более того, что если бы мы не захотели электрифицировать Россию, в известном смысле, сверху, то она все же будет электрифицирована снизу

Наличность собственной  электротехнической промышленности и перспективы заграничного товарообмена не внушают особых опасений по проведению программы электрификации

В заключение нам остается коснуться еще одного чрезвычайно распространенного возражения, на основании которого некоторые товарищи оспаривают реалистичность развиваемой нами программы электрификации. Всем известно, что деятельность электрических станций становится надежной только в том случае, если

рядом существует соответственно развитая электротехническая про­мышленность. Не  приходится закрывать глаза на то обстоятель­ство, что трест наших электротехнических заводов находится в на­стоящее время в очень затруднительном положении. Наряду с об­щими причинами, повлекшими за собой во всей стране крупные ава­рии как раз наиболее значительных производственных единиц, в этой области дело усложнилось еще тем, что наши крупные электротех­нические заводы являются сплошь заводами иностранного проис­хождения, главным образом немецкого, и производственная деятельность их в довоенное время неразрывно переплеталась с заграничными опорными пунктами. Кроме того, весь служебный и рабочий персонал этих заводов был относительно наиболее высококвалифи­цированным, а, как известно, переживаемый нами кризис в рабочей силе с особой силой разразился именно в высококвалифицированных областях труда. К тому же здесь наблюдался особо большой про­цент иностранцев, не замедливших покинуть наше революционное оте­чество при первой возможности. К счастью для нас, перед войной оборудование этих заводов было значительно пополнено, а в Харько­ве был даже сооружен по последнему слову европейской техники новый громадный завод знаменитой электротехнической фирмы «Всеобщая электрическая компания». Однако и полный ход этих заводов в далекой степени не удовлетворял нашему спросу на элек­тротехнические принадлежности. Развитие ввоза электротехничес­ких материалов из-за границы за 1904-1913 гг. явствует из нижесле­дующей таблицы:

Годы Электрические принадлежности в изделиях (тыс. р.) Электрические металлические товары (тыс. р.)
1904 4472 96167
1906 5567 106969
1908 7973 139616
1910 10888 186006
1912 17014 229201
1913 25240 259718

Из этого ввоза 86,6% падает на долю Германии, 6% — на Англию и 1,8% — на США.(G. Respondek. Elcktroindustrie)

Учитывая эти обстоятельства, многие из товарищей сомневают­ся, чтобы мы могли справиться с нашими заданиями по электрифи­кации при современном положении наших электротехнических за­водов, загруженности иностранного рынка электротехническими заказами разнообразных стран и затруднительности иностранного ввоза. Нет сомнения, что в этом отношении нам предстоит преодо­леть ряд чрезвычайно крупных затруднений. Но по целому ряду со­ображений мы вправе рассчитывать, что эти трудности могут быть нами преодолены.

Остановимся, прежде всего, на характеристике положения нашей электротехнической промышленности. По работам ГОЭЛРО можно установить нижеследующее:

1) Несмотря на малую производительность за истекающий 1920 г. наших основных электротехнических предприятий, их машинное оборудование, до инструментального ассортимен­та включительно, сохранено в образцовом порядке.

2) В двух областях электротехнической промышленности — в аккумуляторном и кабельном деле — оборудование наших заводов таково, что в предреволюционные годы работой этих заводов почти целиком покрывался весь русский спрос, чрез­вычайно возраставший из года в год.

3) Производительность наших заводов по динамо- и аппаратостроению в 1913 г. составляла: динамо и моторов— 14300 мощ­ностью 311 540 кВт; трансформаторов — 1145 мощностью 96 313 кВт, на общую сумму (считая и аппараты) 13.6 млн. р. Ввоз машин и аппаратов из-за границы в том же году оценивался суммой 10.5 млн. р., т.е. мы покрывали несколько более 50% своей потребности работой своих заводов.

Исследование показывает, что полный ход этих заводов со­ответствует ежегодному увеличению мощности станций на 150...200 тыс. кВт (не считая мощности самих станционных машин и аппаратов). Таким образом, при упорядочении работ наших электротехнических заводов мы вправе рассчитывать за десятилетний период на постановку у наших потребителей электрической энергии различных приемников электрическо­го тока, соответствующих дополнительной мощности наших электрических станций в 1,5 млн кВт. Разумеется, в этом по­треблении мы должны учесть необходимость погашения тех динамо, моторов и аппаратов, которые с течением времени по­степенно приходят в полную непригодность, но, с другой сто­роны, в этом расчете мы не учитываем увеличения производи­тельности самих заводов за десятилетний период. А так как эти приемники электрической энергии будут впредь распреде­ляться нами по обдуманному плану у наших наиболее удар­ных потребителей, причем одновременно явится возможность высвободить и бросить в такие уголки РСФСР, которые до поры до времени окажутся удаленными от электрических сетей, высвобождающиеся при электрификации паровые и другие двигатели, — то в общем хозяйственном обороте возможнос­ти и следствия электрификации при помощи работ наших соб­ственных заводов приобретают гораздо более благоприятный характер, чем это может показаться из вышеприведенных абсо­лютных цифр.

4) Производство крупных турбогенераторов и водяных турбин, необходимых для самих районных станций, у нас носит сравнительно зачаточный характер. Однако основы турбострое­ния у нас могут считаться все же заложенными. Но ввиду громадного превосходства в этом отношении заграничной тех­ники, чрезвычайно ответственной работы турбогенераторов и грандиозного прогресса турбостроения за границей, как раз за время нашей полной отрезанности от зарубежных соседей, на первых порах нам придется перенести здесь центр тяжести в область заграничных заказов.

Несмотря на загруженность европейских и американских фирм аналогичными заказами, мы можем констатировать не­которые признаки развертывающейся между нашими будущи­ми поставщиками борьбы за захват русского рынка. Две стра­ны имеют в этом отношении для нас решающее значение: Америка и Германия. Производственные машиностроительные колоссы этих стран могут благополучно сводить концы с кон­цами лишь в расчете на мировой рынок. Перелистывая совре­менную техническую литературу, мы наглядно видим, что все расчеты на хозяйственный подъем так называемая «деловая» Германия все более и более связывает с возможностями рабо­ты на русский рынок. Старонемецкая тяга на восток все более и более ориентируется в русском направлении. Что же касает­ся США, то мы имеем достоверные свидетельства, что в этой стране капиталистического избытка рынок русского сбыта счи­тается важнейшим из мировых рынков.

 5) Приходится констатировать нашу чрезвычайную отсталость в производстве ламп, арматуры и мелкого установочного элект­ротехнического материала (производство русскими заводами электрических ламп в 1913 г. выражалось в годичной выработ­ке около 4 млн. экономических и 8 млн. угольных электричес­ких ламп, тогда как в том же году число ввезенных из-за гра­ницы лампочек накаливания доходило до 30 млн. штук). Но как раз на эти материалы имеются и наиболее обильные загра­ничные предложения, не говоря уже о том, что по сравнительной несложности производства мы со сравнительной легкос­тью можем форсировать его и собственными средствами.

6) Несколько большие трудности предстоят нам по налаживанию нашего производства изоляторов, необходимых для высоко­вольтных электропередач, специальных сортов железа для ди­намо и трансформаторов, а также по развитию совершенно отсутствующего у нас производства алюминия. Здесь, вероят­но, нам не обойтись без выписки из-за границы на исклю­чительно льготных условиях инструкторов-специалистов, но непреодолимых трудностей и в этом направлении не предви­дится. Отметим, что в изоляторном деле изобретенный наши­ми техниками «карболит», несомненно, найдет себе весьма широкое практическое применение, а изготовление высокосор­тных сортов железа и получение алюминия чрезвычайно упро­щаются благодаря успехам электрометаллургии.

Таким образом, переживаемый нами кризис нашей электротех­нической промышленности в значительной степени должен быть отнесен лишь за счет наших военных тягот и изживаемых нами орга­низационно-технических недугов, и если на первых порах наших электрификационных работ мы неизбежно должны полагать боль­шие надежды на услуги заграничных поставщиков, то все же перед нашим Внешторгом здесь стоят вполне разрешимые задачи. А в даль­нейшем — крот истории славно роет в нашу пользу, и перспективы сотрудничества с нашими восточными и западными соседями на ос­новах международной солидарности трудящихся классов, а не по биржевым указкам отнюдь не за горами.

Десятилетняя программа электрификации с вполне определенным материально-трудовым балансом, который вы найдете в предлагае­мом вашему вниманию сборнике, может быть оценена нами, по сво­им суммарным издержкам и по довоенным ценам и, конечно, в грубо приблизительном виде, расходом в, 1,1...1,2 млрд. р. золотом, или со­ответствующим валютным товаром. Полагаю, что товарищи не уст­рашатся этой цифры, если вспомнят те основные доводы, которые развивались нами выше, и не упустят из внимания, что расходы эти стягиваются на десятилетний период.

В дальнейшем, пользуясь работами ГОЭЛРО, мы постараемся на конкретном материале показать всю неизбежность и производи­тельность электрификации в деле разрешения наших основных кри­зисов по топливу, продовольствию, транспорту и рабочей силе. Веро­ятно, наши расчеты не чужды многих погрешностей и потребуют немалых поправок: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Со своей стороны мы прилагали все усилия, чтобы наш проект электри­фикации не терял в своих основных чертах характера научной обо­снованности.

«Нужно иметь решимость публиковать несовершенные вещи, нуж­но отказаться от заслуги сделать все, что можно было сделать, сказать все, что можно было сказать...», — так завещал нам творец современ­ной научной химии, великий французский ученый Лавуазье.

Эта мысль ободряла и нас в нашей коллективной работе.

* * *

В соответствии с вышеизложенным мы приходим к нижеследую­щим восьми положениям:

1) Единственный путь для выхода из хозяйственной разрухи — подъем в возможно более короткий срок производительности народного труда с расходом минимума трудовых единиц и ма­териальных ресурсов страны.

Такой результат может получиться при одновременной ра­боте в трех направлениях:

а) подъем напряженности труда (интенсификация);

б) увеличенное участие в трудовом процессе механических двигателей и приспособлений (механизация);

в) общее упорядочение, взаимная согласованность и соот­ветствие с современными требованиями научной техни­ки, как самих операций труда, так и использования его продуктов и отбросов производства (рационализация).

2) Анализ показывает, что наиболее надежным орудием для интенсификации, механизации и рационализации труда явля­ется электрификация народного хозяйства страны. Поэтому электрификация и должна явиться основной идеей нашего хозяйственного  строительства.

3) Чтобы составить план электрификации, необходимо дать себе отчет в основных перспективах развивающегося на новых ос­новах хозяйства страны. Трудность этой работы заключается в ее творческом характере: старое сломано — новое находится еще в процессе возникновения. Поэтому статистика, как про­шлого, так и настоящего в своих цифровых итогах не может нам дать вполне исчерпывающих и точных указаний.

4) Принимая, однако, во внимание, что в довоенное время, хотя бы и ценой больших жертв, но достигалась некоторая согласо­ванность в работе отдельных подразделений народного хозяй­ства, при выработке перспектив хозяйственного развития при­ходится начинать с такого анализа статистического материала нашей довоенной экономики, целью которого было бы выяв­ление известной пропорциональности ее основных подразделений. Таким путем мы получаем как бы алгебраическое урав­нение, выражающее процесс развития нашего хозяйства в его прошлом. Мы должны внести сюда немедленно поправки, учитывая опыт передовых стран и делая посильную оценку тому сдвигу во всех областях экономики, который должен быть неизбежным следствием победы трудящихся.

5) Но в нашей практической работе мы не можем ограничиться только общими перспективами нашего хозяйственного разви­тия. Электрические станции не могут работать впустую, а дол­жны удовлетворять определенному спросу обширного круга своих потребителей. Таким образом, от алгебраического урав­нения приходится переходить к его численному решению. Мы заранее должны оговориться, что такое решение носит лишь грубо приблизительный характер, причем особенно гадатель­ными являются те сроки, в которые может быть осуществлено то или иное хозяйственное задание. Выполнение хотя бы гру­бо приблизительного хозяйственного плана зависит не только от нашей, но и от мировой конъюнктуры, а весь мир пережива­ет переходный период. Отсюда — чрезвычайные трудности при закреплении хозяйственных отношений в жестких цифрах с одновременным учетом элемента времени.

6) Тем не менее, выбора нет. Наше хозяйственное оскудение требует от нас все большей и большей регламентации хозяйствен­ного оборота производимых нами ценностей, все более и бо­лее решительного нажима в том или ином хозяйственном на­правлении (ударность), все большей и большей напряженнос­ти, дисциплинированности и организованности труда.

При таких условиях нам все более и более угрожает опас­ность при преодолении очередных трудностей сбиться с ос­новного нуги и ради временных интересов пожертвовать ос­новным, существенным, необходимым по общему плану на­шей хозяйственной работы. Создание такого плана, поэтому является все более и более настоятельной надобностью, не­смотря на то, что в настоящее время он может быть начертан лишь в самом грубо приблизительном виде.

7) Из вышеизложенного явствует, какие трудности приходилось пре­одолевать ГОЭЛРО при составлении проекта электрификации России, и почему материалы этой Комиссии неизбежно должны быть учтены при выработке нашими компетентными государ­ственными органами столь необходимого для нас единого плана государственного хозяйства, хотя и в его первом приближении.

8) Отдавая себе ясный отчет в трудностях переживаемого време­ни, мы старались подойти к разрешению наших хозяйствен­ных проблем с точки зрения быстрейшего устранения тех кри­зисов, не прекращающееся действие которых обусловливает переживаемую нами экономическую разруху. Кризисы топли­ва, продовольствия, транспорта, сырья, производственного обо­рудования и рабочей силы находятся в самой тесной и непо­средственной связи между собой, и выход из положения мо­жет быть найден только путем таких мероприятий, результат которых окажет возможно широкое, положительное, покры­вающее основные причины всех этих кризисов воздействие. Мы полагаем, что одним из таких решающих факторов и должна явиться электрификация народного хозяйства.