Музей гидроэнергетики

Школьные уроки

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ      ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ     СЕМЕЙНАЯ ПРОГРАММА     МАСТЕР-КЛАССЫ    СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ

Экскурсия «Школьный урок»

Наши занятия представляют собой экскурсии по УПИЦ плюс интерактивные образовательные программы , где ребята не только узнают для себя много интересного, но и смогут закрепить полученные знания на практике по следующим дисциплинам: окружающий мир, физика, география, краеведение, экономика.

Мы разработали занятия с учетом  школьной программы, возраста и интересов детей.

Начальная школа (1-4 класс):

1. «Значение и свойства воды» (занятие по окружающему миру)

Цель: показать свойства воды, её значение для человека. 

Это занятие представляет собой путешествие в царство воды.  Отгадывая загадки, ребята познакомятся с царством воды, в ходе путешествия выяснят, почему она является царицей. Для этого они проведут опыты с водой, познакомятся с  работой ГЭС, «побывают» в Африке. В конце урока ребята смогут «создать»  свои собственные аквариумы и заселить их рыбками.

2. Игра «Галилео» (занятие по окружающему миру)

Цель: познакомить формировать у детей первоначальные представления о гидроэнергетике, её значении в жизни человека; научить экономить электроэнергию и беречь природу, закрепить знания о воде и её свойствах.

Здесь ребята смогут  побывать в роли первооткрывателей в области гидроэнергетики, путешествуя по разным станциям музея:

  • «географической», где они найдут  реки и города, где расположены разные ГЭС;
  • «построй ГЭС!», где они с помощью макета смогут построить собственную ГЭС;
  • «игровой», где разгадывая загадки о воде, собирая из букв названия осадков, узнают о новых её свойствах;
  • «опытно-экспериментальной», где они смогут провести опыты с водой;
  • «береги электроэнергию!», где с помощью игры «логико», ребята узнают много нового об электроприборах и научатся экономить электроэнергию;
  • «значение воды», где с помощью «сундучков» определят важность воды и ГЭС для человека;
  • «экологическая», где составляя сказку о том, как очистить водоём, научатся беречь природу.

3. Интерактивная программа «Экономь электроэнергию» или «Электричество вокруг нас»

Цель: дать первые представления учащимся об электричестве, обучить основам энергосбережения.

Ребята знакомятся с различными источниками света, узнают, откуда берется электричество, выясняют, что и как потребляет электроэнергию и почему её надо экономить. Затем ребята предлагают свои собственные идеи о том, как её можно экономить и узнают новые варианты решения проблемы. В конце урока ребята знакомятся с основными правилами обращения с электроприборами. Для облегчения восприятия материала используется компьютерная презентация, видеофрагменты, наглядные материалы (свеча, лучина, лампочки, керосиновая лампа и др.)

4. Интерактивная программа для детей младшего школьного возраста  «А вода это полезное ископаемое?»

Цель: познакомить школьников с тем, какой путь проходит вода прежде, чем попасть в наш кран, и какую роль она играет в жизни человека.

Данное занятие дает ребятам возможность побывать в роли маленьких первооткрывателей и узнать, является ли вода полезным ископаемым, откуда она берется и как попадает в наши дома. Исследование начнется на поверхности Земли в гидросфере. Наши маленькие путешественники на космическом корабле облетят планету сверху и посмотрят, сколько воды на Земле. Затем они опустятся на поверхность и узнают, как вода приходит в реки и моря, осуществляя мини «круговорот воды в природе». Животный и растительный мир расскажет, сколько воды спрятано в каждом живом существе. Далее мы погрузимся в речку и узнаем, почему вода сверху теплее, чем внизу. Опустившись еще ниже в недра земли, ребята увидят, какой путь вода совершает, проходя сквозь различные полезные ископаемые, и познакомятся с ними.  Затем мы проследим, как вода поднимется на поверхность земли и играючи, узнаем, какой путь она проходит, прежде чем оказаться в наших кранах. В заключение занятия ребята выяснят, как и зачем воду необходимо беречь и экономить, и докажут, является ли вода действительно «полезным ископаемым. 


Среднее звено (5-8 класс):

1. «Закон сообщающихся сосудов» (занятие по физике для 7-ого класса)

Цель: изучить свойства сообщающихся сосудов и их применение в быту и технике.

Демонстрация закона происходит на примере опыта с V-образной трубкой. Ребята также получат возможность увидеть применение этого закона на практике на примере презентации шлюзов и закрепить полученные знания на макете Камской ГЭС.

2. «Вниз по матушке по Волге» (занятие по физике, географии, краеведению)

Цель: познакомить школьников со значением реки Волги в жизни человека.

Форма проведения--туристический десант: ребята путешествуют от истока волги к устью, проходя по залам музея различные станции (эвристическая, значимая, энергетическая, экологическая), и выполняют различные задания, за что получают баллы. На первой станции ребята узнают для себя много интересного о Волге-главной артерии восточно-европейской части нашей страны, вторая станция ознакомит их с ролью воды и гидроэнергетики в жизни, о работе и устройстве ГЭС расскажет третья станция, а беречь и заботиться о природе  научит четвертая станция—экологическая.

3. «Электричество вокруг нас» (занятие по физике)

Цель: познакомить детей  с бытовым применением электричества.

 Вначале занятие мы предлагаем ребятам задуматься о бытовом применении электричества. Для этого мы создаем проблемную ситуацию, которая включает в себя следующие вопросы: Откуда пришло к нам Электричество? Как всё это функционирует? Как гидростанция вырабатывает ток? Сколько мы тратим денег на электроэнергию? Какие бытовые приборы требуют больших энергетических затрат? и т.д. Для ответа на первый вопрос мы приглашаем ребят в темный зал, в котором сначала горит свеча, затем керосиновая лампа и, наконец, лампочка накаливания и сравниваем разные источники света, затем проводим опыт с индукционным током. Для ответа на второй  и третий вопрос мы ведем ребят в зал «Угличской и Рыбинской ГЭС» и  объясняем им всё на примере этих станций. Ответы на последние вопросы дает наша презентация и макет «Береги электроэнергию».

4. «Плотины» (занятие по экономической географии для 7-8 классов)

Цель: познакомить учащихся со строением плотин, их видами, дать сведения об их значении в жизнедеятельности человека.

Вначале урока с помощью презентации  учащиеся  не только узнают о строении плотин, их видах, но и  закрепляют материал по теме:  «Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей». Школьники также знакомятся с историей создания плотин, их первыми строителями-бобрами,  значением плотин в жизни человека, и интересными фактами о них. В ходе экскурсии, проводимой после занятия, ребята на макетах станций закрепляют изученное по вопросам  и углубляют свои знания по предмету.


Старшеклассники, выпускники (9-11 класс):

1. Ролевая игра «Строительство ГЭС-гарант развития региона» (занятие по географии и экономике)

Цель занятия: доказать, что строительство ГЭС благотворно влияет на развитие региона.

Строительство гидростанций – это всегда залог налоговых поступлений в фонд развития региона. В ходе деловой игры мы должны доказать или опровергнуть утверждение: «строительство ГЭС – гарант развития региона». Крапивинский гидроузел спроектирован в первую очередь для целей водоснабжения и улучшения качества воды в реке Томь, сильно загрязнённой промышленными стоками, с попутной выработкой электроэнергии. Строительство ГЭС началось в 1975, в 1989 было заморожено. Дальнейшая судьба гидроузла не определена. Старшеклассникам предлагается задание по четырем группам, которое они должны выполнить за 8-10 минут.

Я - пресс-секретарь

Задание:
Из фрагментов составьте текст публичного выступления. Вы должны убедить прессу в необходимости возобновления строительства Крапивинской ГЭС

Я - проектировщик

Задание:
 Вам необходимо выбрать из перечня поставщиков оборудования самых надежных, тех, которым вы доверите восстановление Крапивинской ГЭС. Подумайте о том, какая фирма изготовит оборудование, доставит его на место установки.

Я – поставщик оборудования

Задание:
Определите тип гидроузла Крапивинской ГЭС. Познакомьте участников игры со своим решением, аргументируйте свой выбор.

Я - потребитель

Задание:
Расставьте, пожалуйста, задачи, которые должно решить  строительство Крапивинской ГЭС, начиная с  самой значимой (по вашему мнению).

После выполнения заданий школьники выступают со своими решениями, а затем мы подводим итоги.


2. «Энергия победы» (занятие по истории)

Цель: показать роль ГЭС в годы Великой Отечественной войны.

Занятие представляет собой рассказ о том, как строились ГЭС в то время и как помогали развитию страны. Проводится после экскурсии и включает в себя следующие аспекты:

  • План ГОЭЛРО;
  • План «Барбаросса»;
  • Блокада Ленинграда;
  • Энергия для Москвы;
  • Военные действия на юге СССР;
  • Цена Великой Отечественной войны;
  • Итоги войны.

В этом занятии мы используем стихи и цитаты военных лет.

3. «Энергосбережение для всех и каждого» (занятие по физике)

Цель: привлечь внимание школьников к проблеме энергосбережения.

Форма проведения—мозговой штурм: ребята создают так называемый корабельный совет, который должен определить, как и какими способами можно экономить и беречь электроэнергию в доме. Все идеи заносятся в специальный «банк», а затем классифицируются в зависимости от новизны. Затем мы  их обсуждаем, сообщаем информацию о наиболее современных способах экономии электроэнергии.

4. «Я б в энергетики пошел… Пусть меня научат!» (профориентационное занятие)

Цель: рассказать о профессиях, необходимых для работы ГЭС.

При помощи теста ребята узнают свои склонности к тому или иному делу, затем получат информацию об основных профессиях в области гидроэнергетики, какое образование необходимо для работы и где его можно получить. Кроме того, они познакомятся с известными людьми, которые как раз закончили такие Вузы. Возможно, многие ребята заинтересуются этой отраслью и станут гидроэнергетиками.

Все вышеперечисленные занятия были разработаны и апробированы нами на школьниках. Высокая заинтересованность достигается  не только за счет экспозиции музея, но и благодаря опытам разного рода и визуальной информации, размещенной на презентациях, подготовленных нами для каждого урока. 

Количество сопровождающих и представителей турфирм

Категория группы Количество туристов Количество сопровождающих

Группа школьников
До 20 1
20-25 2
26-35 3
36-40 4